«Русский витязь» | Создан на Балтийском судоремонтном заводе в 1912-1913 годах И.И. Сикорским, является первым в мире четырёхмоторным самолётом. Мог вмещать 7 человек (3 члена экипажа и 4 пассажиров). Существовал только один экземпляр, на котором был установлен мировой рекорд по продолжительности и дальности перелёта — 170 км за 114 минут. |
«Сухой Суперджет-100» | Выпускается с 2008 года, введён в эксплуатацию в 2011. Является ближнемагистральным реактивным самолётом. Используется для междугородних перевозок дальностью до 4500 км, вмещает 98 пассажиров. |
«У-2» (По-2) | Выпускался с 1928 по 1954 год, всего было изготовлено около 33 тысячи экземпляров, что делает его одним из самых массовых самолётов в мире. Из-за небольших размеров во время войны лётчики прятали самолёты в зарослях, за что их стали называть «кукурузниками». Имеет стандартную конструкцию для бипланов (деревянный каркас, обтянутый тканью или обшитый фанерой, сдвоенное крыло). Рассчитан на одного пилота и одного пассажира (места расположены в длину). |
«Ту-144» | Одна из двух в мире разработок сверхзвуковых пассажирских самолётов, строился в КБ Туполева, произведено 16 единиц. Первый полёт состоялся в 1968 году, а в 1977-1978 годах осуществлялись регулярные пассажирские перевозки по маршруту Москва - Алма-Ата. Был способен преодолевать расстояния со скоростью более 2 тысяч километров в час, что в 2-3 раза выше скорости современных пассажирских лайнеров. Высота полёта составляла около 16000 метров. Из-за большой дистанции разгона и посадки мог эксплуатироваться только опытными лётчиками-испытателями и только на подготовленных для аэродромах, вдобавок к этому во время испытаний произошло две авиакатастрофы и несколько происшествий, что сделало его непригодным для использования. Конструкцию сверхзвуковых самолётов планировалось значительно пересмотреть, а с распадом СССР работы над ней завершились. Британско-французский брат-близнец оказался более успешной моделью, но после катастрофы 2000 года полёты прекратились. |
«И-16» | Один из самых известных самолётов первых лет Великой Отечественной войны, получил прозвище «ишак». Выпускался с 1934 по 1942 год, всего произведено более 10 тысяч штук. Кабина рассчитана на одного пилота. Самолёт отличается коротким фюзеляжем с большим отсеком для мощного 9-цилиндрового двигателя, что делает его очень манёвренным. Изготовлен с применением каркаса, обшитого фанерой для снижения массы. |
«ИЛ-76» | Тяжёлый транспортный самолёт, разработанный в начале 1970-х годов, и выпускающийся до сих пор. Способен переводить до 60 т грузов или более 200 солдат с оружием на расстояние 6-7 тысяч километров. Грузовой отсек имеет длину 24 метра, ширина и высота — около 3,5 м. |
«АНТ-25» | В 1933-1934 годах изготовлено два экземпляра, в 1989 выполнена точная копия. Военный самолёт, рассчитанный на двух пилотов. Цель проекта — достичь максимальной на тот момент дальности полёта. В 1936 году под руководством лётчика В.П. Чкалова был совершён беспосадочный перелёт из Подмосковья на остров в Охотском море (9375 км). Через год два самолёта преодолели расстояние более 10 тысяч километров из Подмосковья через Северный полюс в США (штат Калифорния) без посадки и дозаправки. |
«Ту-160» | Сверхзвуковой бомбардировщик, самый тяжёлый военный самолёт в мире. Обладает возможностью изменения геометрии крыльев, способен нести ядерные ракеты. Выпускается с 1984 года. Длина самолёта — 54 м, размах крыла — от 35 до 56 м. Способен лететь со скоростью 2200 км/ч и преодолевать до 14 тысяч км без дозаправки, максимальная высота — 16000 метров. |
«ЯК-3» | Один из самых массовых одноместных самолётов-истребителей второй половины Великой Отечественной войны. Выпускался с 1944 по 1946 год. На самолётах устанавливался пулемёт системы ШВАК. Длина самолёта — 8,5 м, азмах крыла — 9,2 м, масса — до 2, т. Развивал максимальную скорость 645 км/ч, дальность полёта — до 650 км на высоте от 10 до 11 тысяч метров. |
«БЕ-200» | Современный самолёт-амфибия, выпускается с начала 2000-х годов. Может взлетать с водной поверхности, что делает его удобным для выгрузки десанта или доставки грузов в прибрежные районы, не имеющие подходящего аэродрома. Способен перевозить до 5 тонн грузов и 12 кубометров воды для тушения пожаров, дальность полёта — 3100 км. |
«ЛА-5» (ЛаГГ-5) | Деревянный одноместный самолёт-истребитель, выпускавшийся в 1942-1944 годах под руководством С.А. Лавочкина. Изготавливался методом склеивания фанеры и деревянных реек, оснащался 14-цилиндровым двигателем мощностью до 1700 л.с. Дальность полёта достигала 1190 км при скорости 510-580 км/ч. Имел пулемёт системы ШВАК, мог также оснащаться двумя 100-кг бомбами ФАБ-100. |
«СУ-25» | Бронированный военный самолёт-истребитель, участвовавший во многих вооружённых конфликтах, выпускается с 1978 года и находится на вооружении стран постсоветского пространства до сих пор. Самолёт может запускать ракеты малой дальности и сбрасывать авиабомбы. Последние разработки оснащаются высокоточным вооружением. |
1 апреля 2010 | "Русский витязь" |
1 апреля 2010 | "Сухой суперджет - 100" |
3 мая 2011 | "У-2" |
3 мая 2011 | "Ту-144" |
1 марта 2012 | "И-16" |
1 марта 2012 | "ИЛ-76" |
1 марта 2013 | "АНТ-25" |
1 марта 2013 | "Ту-160" |
3 февраля 2014 | "ЯК-3" |
3 февраля 2014 | "БЕ-200" |
31 мая 2016 | "ЛА-5" |
31 мая 2016 | "СУ-25" |